Заменил я двухмассовый маховик на своём АХLе на маховик от ААВ.
Прежде чем заняться заменой ,перелопатил несколько форумов и вот какие сделал выводы:
Люди, задающие вопросы о замене ,как правило ,технически мало грамотны, поэтому их вопросы или неполны,или слегка наивны,или неправильны.
Люди,отвечающие на вопросы ,не отвечают подробно,а в некоторых случаях ответ сводится к "потому что я так сказал".Хотя требуется ответ чуть ли не с азов. При этом отвечающие делятся на сервисменов,которым просто не выгодно рассказывать о замене; и энтузиастов,у которых получилось,но не хватает времени,словарного запаса, технических знаний и т.д. для подробного рассказа.
Я попробую немножко заполнить этот пробел с поправкой на уровень гаражных энтузиастов.
Просьба проходить мимо любителям только всего оригинального ,я пишу для тех,кто не боится "превратить фольксваген в газель"
Что из себя представляет двухмассовый маховик:
Не секрет, что задавая этот вопрос работникам автосервисов,слышишь от них с умным видом некую белиберду о сложности данного устройства, невозможности его замены обычным маховиком,страшилках о лопнувших коленвалах и т.д.
Так вот: двухмассовый - это несколько модернизированный тот же самый одномассовый маховик (ну ,допустим ,как камерное и бескамерное колесо).
Достаточно условно можно сказать ,что в обычном маховике сделано углубление ,в которое уложена массивная шайба,диаметром чуть меньшим чем сам маховик. По центру маховик и шайба соединены пустотелой осью,которая за счёт надетого на неё опорного подшипника,позволяет вращаться шайбе внутри маховика (для примера:вовнутрь кухонной кастрюли укладываем крышку чуть меньшего диаметра и вращаем её).
Для исправной работы двухмассового маховика требуется незначительное осевое смещение внутренней части относительно наружной,которое составляет буквально несколько градусов. От полного проворота одной части внутри другой предотвращают загнутые в сторону "усы",которые упираются в специальные окошки на ответной части маховика. Чтобы при вращении не было ударных нагрузок ,в эти окошки вкладываются пружины или демпферы из композиционного материала. Подобные "окошки","усы","пружины" можно увидеть на самом обычном диске сцепления. Выполняют они те же самые функции: сглаживают ударные нагрузки ,возникающие при кручении коленвала и "упирающихся" в обратную сторону валов коробки переключения передач. Ну а дальше ,к внутренней части двухмассового маховика пристыковывается корзина сцепления,конструктивно ничем не отличающаяся от самой обычной корзины. Но при этом между собой они не взаимозаменяемы.
По какой причине требуется замена двухмассового маховика?:
Как правило ,неисправность определяется "на слух" и заключается в незначительном побрякивании снизу моторного отсека на соединении мотора и коробки. При выжиме сцепления,перегазовке,трогании с места ,движении этот звук может либо меняться ,либо совсем исчезать.
Данные звуки говорят о выносе демпферов и ,соответственно звуки издаются при ударе "усов" об "окошки" либо "севшие"пружины.
Так же может выноситься пустотелая ось с подшипником,и подобные звуки будут доноситься при ударе внутренней части маховика о внешнюю.
К сожалению, двухмассовый маховик выполнен неразборным.Ось, соединяющая обе половины ,расклёпана прессовальным способом. Теоретически,её конечно можно можно разобрать,с помощью токарного станка выточить другую,заменить демпферы,отцентровать. Сложность будет заключаться в надёжности заменителя,правильности подобранных пружин на демпферы,центровке.
Моё мнение - проще этот маховик заварить. Естественно в токарном станке и естественно с условиями центровки и балансировки. При этом потребуется заменить бездемпферный диск сцепления на самый обычный с демпферами. На днях попробую у Алексея Дизеля взять на опыты подобный диск и приложу его к двухмассовому маховику и корзине. О результатах напишу. (Добавлено через два дня: диск с демпферами подобрать не удалось,этот способ можно считать тупиковым)
Я пошёл третим путём: купил маховик ,диск и корзину от мотора ААВ. При этом я считал более правильным путём сварку двухмассового маховика. Но опасаясь подводных камней,о которых неоднократно предупреждали корифеи автосервисного дела, не стал так делать.
Демонтировав двухмассовый маховик я положил его на ровную площадку рядом с обычным маховиком ,взял штангенциркуль и начал сравнение.Их различия по размерам:
Маховик старого образца выше по зубчатому венцу на 5мм. Соответственно ,не исключена вероятность упирания бендикса при включении стартера. При этом возможно,что стартер упрётся бендиксом ещё при установке. Естественно ,для профилактики, я между корпусом КПП и корпусом стартера при установке вложил.по две шайбы под каждый болтик крепления стартера,которые дали зазор в 3 мм,при этом оставив возможность ему отцентроваться в посадочном отверстии.
По корзине маховик от ААВ выше уже на 10мм. Делаю замеры по глубине колокола коробки на предмет хватит ли глубины. При замере линейкой высота одинаковая. Т.е.при установке коробка внутренней частью прижмётся к корзине сцепления. Неприятный сюрприз. Перемеряю штангенциркулем. При более точном измерении выясняю,что зазор в пол миллиметра всё таки есть.
Ещё терзают опасения,что у выжимного подшипника не будет холостого хода. Созваниваюсь Алексеем дизелем,он меня успокаивает,говорит,что в подшипнике заложен зазор конструктивно,так что можно не волноваться. Установив маховик,корзину,коробку и подключив всё необходимое завожу машину. По кузову идёт вибрация. Выжимаю сцепление,вибрация пропадает. Отпускаю - всё нормально ,вибрации нет. Видимо устанавливая диск сцепления на глаз ,без вспомогательных приспособ,не смог отценровать его идеально ,выжав сцепление -выставил диск как надо. Минуты через три начинается визжаще-скрипящий звук, такой звук у меня был на газоне "писят втором",когда заклинил выжимной подшипник.Неужели Алексей дизель ошибся ,когда советовал мне про холостой ход выжимного?
Выжимаю сцепление - звук пропадает.Отпускаю - появляется. Это грозит опять снятием коробки и поиском альтернативы. На всякий случаю решаю через окошко для прокачки сцепления брызнуть на выжимной ВэДэшкой. Завожу машину -звуков нет. Выжимаю - звуков нет.Газую - всё тихо. Оставляю заведённую машину на подъёмнике на полчаса,попутно с лампой разглядывая агрегаты снизу на предмет подтёков,шумов,вибраций и т.д. По сцеплению вопросов нет.Зато только что купленная коробка преподносит неприятные сюрпризы.Но песнь не об этом,поэтому о коробке разговаривать не будем. Провисев заведённой на подъёмнике пол дня,машина не преподносит сюрпризов. Но коробку из-за выявленных дефектов приходиттся демонтировать. При этом и выяснилось происхождение визжащего звука:
При прогреве,как известно, металлы расширяются. А тот зазор в пол миллиметра ,который я вычислил с помощью штангеля оказался недостаточным,и при нагреве исчез,в результате чего корзина сцепления ,касаясь корпуса коробки.тёрлась и издавала визжащий звук. На корпусе остались следы в в виде царапин глубиной в сотые миллиметра. Поэтому ,при смене маховика хочу посоветовать либо ставить вторую прокладку между мотором и коробкой (штатная толщиной 1мм,поэтому ещё одной такой же будет вполне достаточно), либо до установки обточить на корзине сцепленя выступающие части заклёпок,но не заподлицо, а на глубину около 1мм,этого вполне хватит.
После ремонта коробки отпишусь об эксплуатации.
T4х4 2.5 TDI, AXL синхро, пневмо, чип 150л.с.
T4 2.4 AAB, был
8(911)6ОО-4550 Дмитрий джиповодобусовод
Веду экстремальный образ жизни