Извлечение обломков резьб.

Часто задаваемые вопросы.

Сообщение spp » 23.01.11, 16:16     Извлечение обломков резьб.   

В своё время столкнулся с проблемой извлечения обломков шпилек из силуминового тела. Изучение вопроса привело к некоему итогу. Думаю инфа может представлять интерес, когда " дорога ложка к обеду"....
Попытаюсь обобщить полученную информацию в виде небольшого эссе по теме.

Силумин (дюралюминий и пр.славы) и обломанные в них резьбы весьма распространённое явление при ремонте как отечественной так и импортной автотехники. Универсального и единого способа не существует, т.к. множество факторов объективного плана, могут видоизменить одну и ту же задачу, и как следствие конечное решение проблемы.
К объективным факторам следует отнести
1. условия эксплуатации пары шпилька-тело;
- рабочие температуры (коллекторные, блоковые, прочие) и условия контакта шпилька-тело-окружающая среда (контакт с атмосферой как она есть, контакт с атмосферой в большинстве сухой с постоянной температурой, контакт герметичный и в спец. жидкостях),
2. материал из которого изготовлена шпилька ( калёный, не калёный, спец. обработка и спец сплавы)
3. вытянутость резьбы - как шпильки, так и тела(невытянутая, вытянутая мало, средне, сильно)
Способы борьбы:
1. Точное высверливание - основная задача поймать центр и сохранить соосность при сверлении. Достигается центровкой по кондуктору или на станках. Сверление сначала сверлом малого диаметра + дальнейшее рассверливание в размер. В зависимости от дальнейших действий подбирается размер сверла.
- т.н. " аборт" сверло берётся, как при сверлении под нарезку, и с последующим выковыриванием шилом остатков мет.резьбы. Окончательно чистится метчиком.
На мелких диаметрах - думаю весьма затруднительный и кропотливый процесс.
- "подпиливание с последующим сдавливанием" диаметр сверла подбирается, так чтобы осталась минимальная перемычка+резьба. Надфилем прорезается перемычка в одном- двух местах и минимального сдавливания достаточно для освобождения резьбы. Канавка образующаяся от надфиля на резьбе на прочностные свойства самой резьбы, как правило не влияет.
На мелких диаметрах - думаю также весьма затруднительный и кропотливый процесс.
- точное эксцентричное сверление - вариант "подпиливание с последующим сдавливанием" смещение центра отверстия на такую величину, что бы при рассверливании перемычка была перерезана сверлом. Существует вероятность образования лыски на резьбе. При аккуратном или станочном выполнении операции лыска на резьбе, также на прочностные свойства самой резьбы, не влияет.

2. Сверление следующего типоразмера резьбы. Самый распространённый и самый доступный в домашних условиях. Шпилька может быть как увеличенного диаметра так и ремонтная (разнодиаметровая).
3. Сверление левым сверлом - при сверлении используется сверло с левой нарезкой. Как правило шпильки с невытянутой резьбой и работающие в герметичных условиях или в атмосфере спец. жидкостей на этом этапе выкручиваются сами. Данный метод является хорошей подготовкой перед использованием всевозможных приспособлений для выворачивания п.5.
4.Термический способ - нагревание пары шпилька-тело и охлаждение шпильки. различные к-ты температурного расширения и разница температур образуют зазор облегчающий, дальнейшее освобождение резьбы. Хорошо работает на шпильках эксплуатирующихся в сухих или герметичных условиях, на резьбах в спец. жидкостях.
Можно обойтись без нагрева используя жидкий азот для охлаждения шпильки.
5. Различные приспособления (вывертыши, экстракторы и т.п.) Самый простой из которых заточенный трёхугольный конус, забиваемый в предварительно просверленное отверстие. Есть множество и других серийно выпускаемых.
При использовании всевозможных приспособлений (забиваемых или вкручиваемых)- особенно на мелких диаметрах, следует быть быть весьма осторожным, т.к. как правило все левые метчики, экстракторы и пр. изделия - калёные, и при создании усилия на откручивание остатка резьбы, зачастую сами обламываются, что чревато крупными неприятностями. Хотя и с этой ситуацией можно бороться.
6. Вытравливание шпильки азотной кислотой. Делается "ванна" или организуется капельная подача кислоты, и металл из которого изготовлена шпилька просто растворяется. Процесс не быстрый, требующий подбора определённой концентрации азотной кислоты, т.к силумин в азотной кислоте при определённых концентрациях также растворим.

Отдельный вопрос заслуживающий внимания - Как зацепиться за остаток шпильки и создать необходимое усилие? Тут все средства хороши начиная от фронтальных бокорезов и всевозможных зажимов до ........Но:
Самым простым и надёжным остаётся - приваривание к телу шпильки ( как правило гайки того же или чуть большего диаметра)
Всевозможные левосторонние девайсы п.5. также позволяют создавать необходимые усилия отворачивания.
Опять же всё зависит от того в каких условиях работала резьба, свойств металла, и причин приведших к обрыву.
Полезные мелочи:
1. Отмачивание - ВД, керосин, солярка и т.п обладая высокими проникающими характеристиками и смазывающими св-ми уменьшают к-т трения между профилями резьб шпилька-тело.
2. Обстукивание - частично выравнивает профиль потянутой резьбы, и при этом дробятся образовавшиеся продукты коррозии. При выворачивании постукивание так же помогает уменьшить к-т трения и облегчить выворачивание.
Ну вот как то так....

P.S.
Что касается коллекторных шпилек и как частность мой случай (к тому же мелкий диаметр) - исходя из изучения мнений более опытных товарищей, то это на 99,9% - гиблое дело, Обломки шпилек этого типа из силумина вывернуть практически невозможно.
Последний раз редактировалось DAn!L.@ff 23.01.11, 17:18, всего редактировалось 1 раз.
Причина: 3.7
Поиск истины может здорово позабавить.
spp Не в сети
 

 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 09.01.11, 18:49
Откуда: Самара
Модель: Transporter
Год выпуска Т.С.: 2001
Модель двигателя: AJT

Вернуться в FAQ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6